Говорить сегодня об актуальности патриотического воспитания дошкольников не приходится. О важности патриотического воспитания подрастающего поколения в современных условиях говорится и в официальном проектном документе Минобрнауки России «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», и в Федеральном законе от 31 июля 2020 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В обоих документах обозначена приоритетная задача по формированию новых поколений, обладающих знаниями и умениями XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины.
Мы хотим поделиться опытом работы нашего дошкольного учреждения по внедрению Модели нравственно-патриотического воспитания дошкольников в систему воспитательно-образовательной работы в детском саду. Использование данной Модели с учетом региональной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации было начато нами в 2015 году и осталось актуальным и в рамках реализации рабочей программы воспитания с сентября 2021 года.
Рассмотрим подробно элементы Модели по следующим направлениям:
Методическое сопровождение, куда входят Создание предметно-развивающей среды патриотической направленности и Работа с кадрами.
Работа с детьми, которая реализуется в каждом дошкольном учреждении в рамках образовательной программы.
Взаимодействие с родителями, которое мы представили в двух формах: традиционных и нетрадиционных.
В младшем возрасте воспитание патриотизма идет через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира.В среднем возрасте – через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребенка. В старшем дошкольномвозрасте – через познавательное отношение к миру, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам.
Главной целью осуществления методической работы работы с кадрами по патриотическому воспитанию дошкольников является совершеннствование работы дошкольного учреждения по данной проблеме в ходе разработок и реализации образовательных проектов
Работа с детьми заключается в организации стстемы последовательной работы по патриотическому воспитанию детей в ДОУ, начиная с младшего возраста с поэтапным усложнением в соответствии с опытом детей, с учетом принципа развивающего обучения.
Важная роль в работе с детьми принадлежит информационно-компьютерным технологиям. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют. Сегодня уже нет сомнений в том, что детей необходимо приобщать к миру информационной культуры, начиная с дошкольного возраста. Многие дошкольники владеют компьютером, у них формируется новый тип восприятия информации. Компьютер уже доступен пониманию ребенка пятилетнего возраста. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. Поэтому в образовательный процесс педагоги детского сада включили мультфильмы, аудиорассказы, познавательное видео ВОВ для детей. Так же в работе мы используем компьютерные презентации, так как компьютерная презентация – удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация дает возможность скомпоновать материал, исходя из индивидуальных, психических особенностей детей дошкольного возраста, темы, цели, структурных компонентов занятия. Критериями эффективности проводимой в ДОУ работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ являются: положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре России. Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ способствует и росту профессионального мастерства педагогов. Все материалы ИКТ транслируются в утренние и вечерние часы в холле центрального входа в Зоне ожидания для родителей воспитанников. Подборка презентаций на нравственно-патриотическую тематику «Наши предки – славяне», «Любимая Россия – Великая страна», «Ими гордится наша Белгородчина», «Дети войны», «Прохоровское поле», «Памятные места Белогорья» и многие другие очень полюбились как воспитанникам, так и их родителям.
Так же в работе мы используем компьютерные презентации, так как компьютерная презентация – удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация дает возможность скомпоновать материал, исходя из индивидуальных, психических особенностей детей дошкольного возраста, темы, цели, структурных компонентов занятия. Критериями эффективности проводимой в ДОУ работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ являются: положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре России. Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ способствует и росту профессионального мастерства педагогов. Все материалы ИКТ транслируются в утренние и вечерние часы в холле центрального входа в Зоне ожидания для родителей воспитанников. Подборка презентаций на нравственно-патриотическую тематику «Наши предки – славяне», «Любимая Россия – Великая страна», «Ими гордится наша Белгородчина», «Дети войны», «Прохоровское поле», «Памятные места Белогорья» и многие другие очень полюбились как воспитанникам, так и их родителям.
Взаимодействие с родителями состоит из использования всевозможных методов и форм педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области (День открытых дверей; беседы; консультации; родительские собрания и конференции; совестная деятельность детей и родителей (рисунки, поделки); тематические праздники; организация совместной деятельности по благоустройству помещения и территории детского сада), так и новаторские, нетрадиционные (участие в акциях «Окна победы», «Сад памяти»и «Бессмертный полк»); поисковая деятельность: подбор познавательных статей, материалов из истории города; участие во флешмобах («Папа может», «Четыре поколения», «Папа-защитник», «Дедушка и я – лучшие друзья»); маршрут выходного дня («Святое Белогорье», «Памятники Белгорода», «Мосты Белгородчины»).